С 17 января 2023 года вступило в силу постановление Конституционного Суда Российской Федерации. Перечислены совокупность условий, при которых нахождение чужого имущества перерастает в кражу:
- законный владелец знает, где потерял вещь, и может за ней вернуться или получить ее. Вместо этого условия может быть другое:
по индивидуальным свойствам имущества можно определить его владельца;- нет оснований полагать, что вещь выбросили;
- тот, кто нашел ее в подобной обстановке, осознавал или должен был осознавать эти обстоятельства;
- такое лицо не выполнило требования статьи ГК РФ о находке, т.е. не приняло обязательных мер для ее возврата;
- оно утаило вещь или скрыло (уничтожило) признаки, которые ее индивидуализируют либо подтверждают ее принадлежность владельцу. Цель – тайно присвоить имущество или отдать его неправомочным лицам. Преступником могут признать и того, кто наблюдает потерю, может сразу сообщить о ней владельцу и вернуть ему вещь, но тайно завладевает ею. Неисполнение гражданско-правовых обязанностей по возврату имущества само по себе не означает кражу.
Разъяснил: заместитель прокурора Триполев А.В.
Утвержден перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки) социальных услуг.
Приказом Минтруда России от 29.11.2022 № 759-н утвержден перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат. С 17 февраля 2023 г. вступают в силу положения данного перечня в части таких жизненно важных событий как рождение ребенка, установление инвалидности, достижение пенсионного возраста, достижение ребенком определенного возраста, беременность, установление опеки, создание молодой семьи, потеря кормильца. С 1 января 2024 года будут введены в действие положения в отношении таких событий как получение статуса многодетной семьи, присвоение звания ветерана и приравненных к нему званий, получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации. С 1 января 2025 года вступит в силу положение о таком событии как достижение предпенсионного возраста.
Разъяснил: заместитель прокурора Триполев А.В.
«О предельном возрасте пребывания на государственной службе»
Федеральным законом от 04.11.2022 № 424-ФЗ внесены изменения в статьи 22 и 25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в результате срок гражданской службы увеличен до 70 лет достижения предельного возраста пребывания на гражданской службе. Но это не для всех категорий служащих, а только для лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» главной группы должностей гражданской службы: в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания РФ (по согласованию с председателем соответствующей палаты Федерального Собрания РФ); в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляется Правительством РФ (по согласованию с Председателем Правительства РФ); в исполнительном органе субъекта РФ (по согласованию с высшим должностным лицом субъекта РФ).
Разъяснил: помощник прокурора Переходов М.Н.
Сотрудники правоохранительных органов, участвующие в СВО освобождаются от обязанности представлять сведения о доходах.
Указом Президента Российской Федерации от 29.12.2022 № 968 «Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции» установлено, что во время специальной военной операции от обязанности представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения, касающиеся супруга (супругов) и несовершеннолетних детей, освобождаются военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, сотрудники уголовно-исполнительной системы и Следственного комитета Российской Федерации, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции или непосредственно выполняющие (выполнявшие) задачи, связанные с ее проведением. Кроме того, от указанной обязанности освобождаются лица, направленные для выполнения задач на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской. Вышеназванные лица в период проведения специальной военной операции могут не направлять предусмотренные действующим законодательством в области противодействия коррупции уведомления, заявления, обращения и другие материалы по вопросам, связанным с исполнением обязанностей, соблюдением ограничений и запретов в этой сфере. Указ вступил в силу со дня подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.
Разъяснил: старший помощник прокурора Меркушева А.А.
«О продлении действия российских национальных водительских удостоверений, диагностических карт и иной разрешительной документации»
Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 626 (далее Постановление) действие российских национальных водительских удостоверений, сроки, действия которых истекают в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, автоматически продлено на 3 года. Указанным Постановлением на 12 месяцев также продлено действие еще ряда срочных разрешений, сроки, действия которых истекают в период со дня вступления в силу настоящего постановления. Речь идет о санитарно-эпидемиологических заключениях, свидетельствах о государственной регистрации племенных стад, аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы, аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников, разрешениях на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения, имеющих постоянный характер. Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестров разрешений, предписано обеспечить внесение сведений о продлении действия разрешений в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу данного постановления без принятия специальных решений (приказов). При внесении изменений в реестр, внесение изменений в разрешение на бумажном носителе не требуется. Действие лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сроки действия которых, истекают с 1 января по 14 марта 2023 года, продлевается на 12 месяцев. Последующая подача заявления о продлении срока действия лицензии осуществляется не позднее, чем за 180 дней до истечения срока действия таких лицензий после их продления. Лицензиат вправе обратиться за возвратом госпошлины, уплаченной за продление на 1 год срока действия лицензии на этот вид деятельности, срок действия которой истек (истекает) с 14 марта 2022 по 14 марта 2023 года, в том числе государственной пошлины, уплаченной за продление такой лицензии по заявлению, поступившему в лицензирующий орган до 14 марта 2022 года.
Разъяснил: старший помощник прокурора Меркушева А.А.
Об обязанности таксистов предоставлять справки о наличии (отсутствии) судимости
Правительством РФ утвержден перечень видов предпринимательской деятельности в сфере перевозки пассажиров и багажа, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
Так, при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя соответствующие справки обязаны предоставить граждане, желающие работать в сфере легкового такси, заниматься регулярными перевозками пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении, перевозками пассажиров автобусами по туристическим или экскурсионным маршрутам и прочими перевозками.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2023 № 69 содержит исчерпывающий перечень видов экономической деятельности в сфере перевозок и вступает в силу с 01.03.2023.
Таким образом, после 01.03.2023 граждане, желающие заниматься указанными перевозками, без предоставления справки о судимости, фактах уголовного преследования не смогут зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.
Разъяснил: заместитель прокурора Триполев А.В.
Увеличен срок рассмотрения жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ
С 9 января 2023 года вступили в законную силу изменения, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) Федеральным законом от 29.12.2022 № 608-ФЗ.
Статья 125 УПК РФ закрепляет судебный порядок обжалования постановлений органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных действий (бездействий) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
В целях обеспечения надлежащей подготовки к судебному заседанию по жалобам на решения и действия (бездействие) органов предварительного расследования и прокурора новой редакцией ч. 3 ст. 125 УПК РФ с 5 до 14 суток увеличен срок, в течение которого судья должен приступить к рассмотрению жалобы в судебном заседании, за исключением жалоб на действия (бездействие) и решения при производстве дознания в сокращенной форме, здесь срок остался неизменным – не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в суд.
Одновременно с изменением срока рассмотрения жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ законом регламентирован перечень субъектов подачи отдельных категорий жалоб, предусмотренных ст. 125¹ УПК РФ. Такие жалобы могут быть поданы заявителем, его защитником, законным представителем или представителем.
Разъяснил: заместитель прокурора Триполев А.В.
О новом порядке провозглашения судебных постановлений по уголовным делам
Вступили в законную силу поправки, внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и направленные на оптимизацию отдельных процессуальных процедур, осуществляемых в рамках судебного контроля и судебного разбирательства в судах первой и апелляционной инстанций.
Новая редакция ч. 7 ст. 241 УПК РФ предусматривает, что приговор суда или иное решение, вынесенное по результатам судебного разбирательства, провозглашается в открытом судебном заседании, при этом оглашаются только вводная и резолютивная их части. Прежняя редакция статьи подразумевала, что в открытом судебном разбирательстве оглашение приговора производится в полном объеме. Изменения позволят сократить указанную процедуру.
Введенный порядок не приведет к какому-либо ограничению прав и интересов участников процесса и иных лиц. Более того, законодателем внесены изменения в ч. 1 ст. 3894 УПК РФ, согласно которой срок апелляционного обжалования приговора увеличен с 10 до 15 суток, в течение которых указанные лица могут получить копию приговора или иного итогового судебного решения, ознакомиться с его полным текстом и реализовать право на апелляционное обжалование путем подачи как мотивированных, так и кратких жалобы или представления, доводы которых ими могут быть впоследствии дополнены.
Разъяснил: помощник прокурора Переходов М.Н.
В Российской Федерации создаётся институт пробации.
Федеральным законом от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» предусмотрено осуществление исполнительной, пенитенциарной либо постпенитенциарной пробации – совокупности мер в отношении оказавшихся в трудной жизненной ситуации осуждённых, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, а также лиц, освобождённых от отбывания наказаний в виде лишения свободы или принудительных работ.
В целях коррекции социального поведения, ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации указанных лиц, предупреждения совершения ими новых преступлений предусматривается создание условий для оказания помощи этим лицам в вопросах восстановления социальных связей, получения образования, трудоустройства, обеспечения жильём, реализации прав на получение медицинской, психологической и юридической помощи, социального обслуживания, обеспечения гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Федеральный закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу с 1 января 2024 года.
Разъяснил: помощник прокурора Переходов М.Н.
Изменения федерального законодательства, направленные на расширение федерального перечня технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.01.2023 № 42-р внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».
С 01.03.2023 в перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее – перечень) включаются вспомогательные электронные средства ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных перечнем, за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее – ТСР) осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы, и в пределах средств, выделяемых Фонду социального страхования (далее – Фонд) из федерального бюджета.
Заявление о предоставлении ТСР подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания).
Срок рассмотрения заявления составляет 15 дней с момента даты его подачи, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления.
По результатам рассмотрения заявителю должны быть выданы или направлены по почте:
- уведомление о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием);
- направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в организацию, обеспечивающую техническими средствами (изделиями), из списка организаций, отобранных Фондом. При наличии действующего государственного контракта высылается вместе с уведомлением о постановке на учет.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, территориальный орган Фонда высылает направление на получение либо изготовление ТСР в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
В настоящее время в перечень уже включены следующие технические средства реабилитации:
1. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
2. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные.
3. Протезы и ортезы.
4. Ортопедическая обувь.
5. Противопролежневые матрацы и подушки.
6. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.
7. Специальная одежда.
8. Специальные устройства для чтения "говорящих книг", для оптической коррекции слабовидения.
9. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.
10. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.
11. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.
12. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
13. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.
14. Телефонные устройства с функцией видеосвязи, навигации и с текстовым выходом.
15. Голосообразующие аппараты.
16. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
17. Абсорбирующее белье, подгузники.
18. Кресла-стулья с санитарным оснащением.
19. Брайлевский дисплей, программное обеспечение экранного доступа.
Разъяснил: помощник прокурора Переходов М.Н.
Изменение подсчета страхового стажа для установления пенсии
Постановлением Правительства РФ от 09.12.2022 № 2279 внесены изменения в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, которыми скорректирован порядок подсчета страхового стажа для установления пенсий с учетом уплаты и (или) начисления страховых взносов.
Например, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате (ранее только об уплате) соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; исчисление страхового стажа исходя из начисленных страховых взносов будет осуществляться, в частности, в отношении лиц, выполнявших работу по договорам авторского заказа.
Ранее для подтверждения стажа требовался документ об уплате страховых взносов с выплат и иных вознаграждений по таким договорам.
Включено положение, согласно которому иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, засчитываемые в страховой стаж, могут подтверждаться сведениями, содержащимися в документах, поступившими в территориальный орган СФР из госорганов, органов МСУ, а также сведениями, содержащимися в ФГИС.
Разъяснил: помощник прокурора Переходов М.Н.
Изменения, внесенные в закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Федеральным законом от 04.11.2022 № 429-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленные на совершенствование правового регулирования деятельности, связанной с выполнением профилактических мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению населения, включая уточнение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части, касающейся реализации мер по санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Санитарно-гигиеническое просвещение населения проводится посредством распространения знаний, необходимых для формирования здорового образа жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек, профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, знаний по иным вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», печатной продукции (памяток, буклетов, плакатов и другой), социальной рекламы, а также при проведении мероприятий в организованных коллективах, индивидуальных консультаций граждан.
Предусматривается, что санитарно-гигиеническое просвещение населения проводится органами и подведомственными им организациями, осуществляющими свою деятельность в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, медицинскими организациями, в том числе с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Социально ориентированные некоммерческие организации и добровольческие (волонтёрские) организации, осуществляющие деятельность в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, наделяются правом содействовать санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Порядок, условия и формы проведения санитарно-гигиенического просвещения населения и порядок осуществления контроля за ним устанавливаются в соответствии с законодательством об образовании.
Разъяснил: помощник прокурора Переходов М.Н.
Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Федеральными законами от 29.12.2022 № 608-ФЗ и № 610-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» изменены некоторые нормы уголовно-процессуального закона.
Так, увеличены сроки апелляционного обжалования решений по уголовным делам. Теперь апелляционные жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение 15 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда. До внесения изменений такой срок составлял 10 суток.
Также указанным законом исключена обязанность суда апелляционной инстанции проверять доказательства, которые были исследованы судом первой инстанции. Такая проверка может быть проведена, если имеется ходатайство кого-либо из участников процесса.
Мотивированное решение суда апелляционной инстанции теперь может быть изготовлено в срок не позднее 5 суток – судами субъектов Российской Федерации, и в срок не позднее 7 суток – апелляционными судами общей юрисдикции, апелляционным военным судом, Верховным Судом Российской Федерации, со дня окончания разбирательства. Срок для районного суда остался прежним – 3 суток.
Помимо этого, с 09 января 2023 года суды оглашают только вводную и резолютивную части судебного решения независимо от категории дел.
Кроме того, появилась возможность участия подсудимых в суде первой инстанции посредством использования систем видео-конференц-связи. Исключение составляют уголовные дела с участием присяжных заседателей. В случае участия в судебном заседании подсудимого путем использования систем видео-конференц-связи участие защитника является обязательным.
Новыми нормами закреплена возможность направлять в суд документы через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Некоторые из них достаточно подписать простой электронной подписью (в том числе, ходатайства об ознакомлении с материалами дела, о получении копий процессуальных документов).
Разъяснил: помощник прокурора Переходов М.Н.
Вступление в силу Федерального закона, устанавливающего новый вид государственного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 № 455-ФЗ с 1 января 2023 года введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, которое объединяет несколько мер поддержки: ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности; пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста 3 лет; ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующего ребенка до достижения им возраста 3 лет; ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Пособие назначается семьям с доходом менее одного регионального прожиточного минимума на человека с применением комплексной оценки нуждаемости. Выплаты осуществляются беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки, и родителям детей от рождения и до 7 лет.
Размер пособия составляет 50, 75 или 100 процентов регионального прожиточного минимума.
В случае если в семье несколько детей в возрасте до 17 лет, пособие назначается на каждого ребенка, указанного в заявлении родителей.
Разъяснил: помощник прокурора Переходов М.Н.
Уголовная ответственность за нарушение трудовых прав работников
Конституцией РФ гарантируется создание необходимых условий, способствующих реализации права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В Российской Федерация обеспечивается защита прав и свобод в сфере трудовых правоотношений, в том числе путем установления уголовной ответственности для лиц, допускающих нарушение правовых предписаний. Права работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы, регламентировано главой 21 Трудового кодекса РФ. За нарушение указанных положений закона статьей 145.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность: частью 1 за частичную невыплату заработной платы свыше 3 месяцев, а частью 2 за полную невыплату – свыше 2 месяцев.
Наказание за совершение указанных преступлений предусмотрено вплоть до лишения свободы сроком до 1 года и 3 лет соответственно. В случае, если невыплата заработной платы повлекла тяжкие последствия, как: утрата трудоспособности, тяжелое заболевание, инвалидность и др., то такие действия квалифицируются по части 3 статьи 145.1 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет. Уголовная ответственность предусмотрена и за нарушение правил охраны труда, регламентированных разделом 10 Трудового кодекса РФ, согласно которому работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации здании, сооружений и оборудования, обеспечить за свой счет работников средствами индивидуальной защиты и обучить их безопасным методам и приемам работ и выполнять прочие обязанности. Ответственность за нарушение указанных требований предусмотрена статьей 143 Уголовного кодекса РФ, и в отличие от статьи 145.1 Уголовного РФ, наступает в случае несоблюдения правил охраны труда, повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью работника или его смерть. Максимальное наказание за совершение указанного преступления предусмотрено в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Стоит также упомянуть хоть и не столько часто совершаемые преступления, но все же посягающие на существенные и значимые общественные отношения: статья 144.1 Уголовного кодекса РФ – необоснованный отказ в приеме на работу и или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, а также статья 145 УК РФ, предусматривающая совершение аналогичных действий в отношении беременной женщины и женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет.
Запрет необоснованного отказа в приеме на работу предусмотрен статьей 64 Трудового кодекса РФ, ведь как закреплено в статье 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд, без какой бы то ни было дискриминации, а все возможные и допустимые основания прекращения трудового договора приведены в главе 13 Трудового кодекса РФ Наказание за совершение указанных преступлений предусмотрено в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей, либо в виде обязательных работ на срок до 360 часов. Нарушение других норм Трудового кодекса РФ со стороны работодателя предусматривает административную ответственность по статьям 5.27 и 5.27.1 Кодекса РФ об административных нарушениях.
Разъяснил: помощник прокурора Переходов М.Н.
Расширение перечня категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах
Федеральным законом от 28.12.2022 № 570-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" с 1 января 2023 года расширяется перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах в указанный перечень включены участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и "Житель осажденного Севастополя", а также лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
Разъяснил: помощник прокурора Переходов М.Н.
Принят закон об иностранных агентах
Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ, вступающим в силу с 1 декабря текущего года, урегулированы вопросы контроля деятельности лиц, находящихся под иностранным влиянием.
Иноагентами будут признавать лиц, которые получили иностранную поддержку и (или) находятся под иностранным влиянием в иных формах, тогда как в настоящее время обязательным является лишь факт иностранного финансирования.
Также деятельность иноагента должна касаться политики, сбора сведений в области военной, военно-технической деятельности России, распространения предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участия в их создании.
При этом установлен список субъектов, которые не могут быть признаны иноагентами, среди них органы власти, госкомпании и корпорации, религиозные организации, политические партии, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты.
Всех иноагентов внесут в единый реестр и запретят им быть чиновниками, членами избиркомов и консультативных органов при органах власти, проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных актов, организовывать публичные мероприятия, осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних, преподавать в государственных образовательных организациях, принимать участие в закупках, получать государственную финансовую поддержку.
Разъяснил: помощник прокурора Переходов М.Н.
Об ответственности за нарушения, связанные с обращением с цифровыми финансовыми активами
Понятие цифровой валюты и цифровых финансовых активов закреплено в Федеральном законе от 31.07.2020 № 259 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.
Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
С 1 июля 2021 года данные о цифровых финансовых активах, правах и валюте необходимо подавать в составе обновленной справки о доходах, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460.
Выпуск, учет и обращение эмиссионных ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами, регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан в соответствии с гражданским законодательством возместить убытки пользователям этой информационной системы, возникшие вследствие:
1) утраты инфо