«Предпринимательская деятельность должностных лиц, законно ли это?»
«Сращивание» госчиновников с бизнесом - одна из наиболее значимых проблем коррупционной безопасности государства.
Такие действия затрудняют нормальную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, подрывают авторитет государственной и муниципальной службы, ограничивают добросовестную конкуренцию, порождает целый ряд других преступлений как со стороны чиновников (должностные злоупотребления, превышение должностных полномочий, получение взятки), так и со стороны учрежденных или управляемых ими организаций (незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты таможенных платежей, налогов и (или) сборов, нарушение различного рода правил безопасности и др.).
Участие должностных лиц в бизнесе, сопряженное с предоставлением покровительства подконтрольным им коммерческим структурам, является уголовно-наказуемым деянием, ответственность за которое закреплена в статье 289 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На кого распространяется запрет на участие в предпринимательской деятельности?
К таким лицам относятся: все государственные и муниципальные служащие, а также лица, замещающие муниципальные должности, за исключением тех, которые осуществляют свои полномочия без отрыва от основной работы (на непостоянной основе) и не получают денежного содержания за службу (депутаты региональных законодательных органов, осуществляющих депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности).
Запрет содержательно включает:
а) запрет осуществлять предпринимательскую деятельность;
б) запрет участвовать в управлении хозяйствующим субъектом.
Покровительство может иметь различные проявления, среди которых наиболее распространенными являются:
- создание условий для получения соответствующей организацией заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- оказание содействия в получении организацией различного рода лицензий и иной разрешительной документации, положительных экспертиз, сертификатов соответствия, иных документов, подтверждающих соответствие производимых ею товаров, оказываемых услуг и выполняемых работ требованиям технических регламентов;
- освобождение организации от проверок, ревизий, способствование их благополучному прохождению, предоставление информации о планируемых контрольно-надзорных и оперативно-розыскных мероприятиях;
- обеспечение упрощенного и ускоренного порядка рассмотрения документов, предоставляемых организацией в государственные органы;
- предоставление организации преимущественного права на аренду помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установление для нее более низкой, чем для других организаций, арендной платы, освобождение ее от обязательств, связанных с арендой;
- принуждение других субъектов предпринимательства к совершению сделок на выгодных условиях с подконтрольной должностному лицу организацией;
- освобождение от привлечения соответствующего юридического лица или его руководства к ответственности за совершенные правонарушения;
- незаконная передача соответствующей организации государственного или муниципального имущества, предоставление ей услуг, выполнение для нее работ за счет бюджетных средств;
- предоставление служебной информации, недоступной конкурентам;
- создание препятствий конкурентам, устранение их экономическими или административными методами (например, посредством установления необоснованных препятствий для выдачи лицензий конкурентам, организации внеплановых проверок конкурирующих фирм).
Заместитель межрайонногопрокурора
юрист 2 класса Р.В. Цыба